Налог на воздух: утильсбор будут платить даже покупатели Lada

Налог на воздух: утильсбор будут платить даже покупатели Lada

Налог на воздух: утильсбор будут платить даже покупатели Lada 30.04.2021 12:21

Особую остроту тема утилизационного сбора приобрела после 1 января 2020 года, когда правительство резко взвинтило «утиль». В нынешнем году его действие почувствовали на себе покупатели не только импортированных машин, но и автомобилей российской сборки! Давайте разберемся, сколько и за какие автомобили мы уже платим нашему правительству, и почему этот сбор затронет даже будущих покупателей бренда Lada, чьи автомобили локализованы, казалось бы, максимально глубоко.

Помните замечательные «Приключения Чиполлино» за авторством Джанни Родари? Это и книжка нашего детства, и не менее увлекательный мультфильм по ее мотивам. «За последнее время доходы нашего государства заметно уменьшились. После того как был введен налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Поэтому вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — 100 лир, за проливной — 200 лир, с громом и молнией — 300 лир». Кто бы мог подумать, что эта итальянская сказка станет былью именно в России, и именно в приложении к автомобильной отрасли? Увы, это произошло. Перед тем как описать полную картину бедствия, приведем для наглядности одну цифру.

Уже сейчас по Mitsubishi Outlander в комплектации GF2WXTSHLAZ (2-литровый мотор, колеса 16 дюймов, без заднего спойлера) некомпенсируемая государством часть утилизационного сбора составляет 45 492 рубля. Это означает, что если бизнес Mitsubishi в России рассчитан на получение прибыли, а не на удержание доли или сохранение положения на нашем рынке (как у некоторых китайцев), то эту сумму Mitsubishi включает в конечную цену машины, и оплачивают ее рядовые покупатели, то есть мы с вами. По сути, мы просто дарим эти деньги государству за право приобретения данной конкретной машины, а проще говоря, 45 492 рубля — это и есть тот самый налог «на воздух и на осадки». Кстати, по данным аналитического агентства JATO, за последний год японский бренд поднял в России цены в среднем на 11%. И чем дальше, тем больше мы будем платить нашему правительству, и при самом неблагоприятном исходе, к которому и движется ситуация, платить «за право приобретения автомобиля» будут даже покупатели Lada Granta!

Азбука утильсбора

Давайте в общих чертах вспомним, что такое утильсбор в применении к новым легковым автомобилям? Кто его платит? Какое отношение к утильсбору имеет специальный инвестиционный контракт (СПИК)? Как утиль влияет на цену новой машины? Чтобы не запутывать читателя, обойдемся без ретроспективного изложения событий и сразу дадим картину на сегодня.

Утилизационный сбор требуется заплатить за каждый новый легковой автомобиль, который продается на территории РФ. За импортированные машины утиль в казну платит импортер, за машину российской сборки — автомобильный завод или юридическое лицо, которому он принадлежит. Размер утильсбора регламентируется Постановлением Правительства № 1457 от 15 ноября 2019 года, при этом взнос совершенно одинаков и для импортированных легковых автомобилей, и для машин, собранных на российских предприятиях. Для автомобилей с двигателем рабочим объемом свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см, утильсбор с 1 января 2020 года составляет 178 400 рублей. Если рабочий объем двигателя — от 2,0 л до 3,0 л, то размер «утиля» возрастает до 281 600. Продавцы импортируемых автомобилей полностью включают утильсбор в цену новой машины. Проще говоря, покупая в салоне Suzuki Vitara в любой модификации, мы дарим нашему государству 178 400 рублей, а покупая Subaru Forester с 2,5-литровым мотором — 281 600 рублей. В этом году министр промышленности и торговли Денис Мантуров объявил об увеличении утильсбора на 25%. По данным редакции Дрома, это должно произойти до начала лета. Таким образом, за каждый автомобиль с мотором от 1,0 л до 2,0 л утильсбор составит 223 000 рублей, а за машину с мотором от 2,0 л до 3,0 л — 352 000 рублей. Не слабо!

А что с машинами российской сборки? Как мы сказали, сборочный завод платит правительству утильсбор за каждый выпущенный экземпляр в том же размере, что и импортер, однако правительство может компенсировать эти траты. О том, почему сложилась такая практика и по какой причине «утиль» стал инструментом регулирования рынка, мы распространяться не будем и отсылаем читателей к нашему материалу «Сегодня — рост цен и дефицит, завтра — закрытие заводов. В чем причина?».


За фургончики типа «K0» калужской сборки — Peugeot Traveller и другие — покупатель уже сейчас частично оплачивает утильсбор

Для того, чтобы получать компенсацию от правительства, заводу-изготовителю или юридическому лицу, которому он принадлежит, нужно иметь действующий Специальный инвестиционный контракт (СПИК), который определяет его обязательства: перечень выпускаемых автомобилей, количество освоенных технологических операций по сборке машины, налоговые отчисления в местные бюджеты и т. д. В свое время все автомобильные заводы заключили СПИКи с Минпромторгом РФ. В ряде случаев со стороны государства подписантом выступили и местные органы власти. К примеру, ООО «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» заключило СПИК с Минпромторгом и правительством Тульской области.

До 1 января 2021 года правительство компенсировало всем российским автозаводам затраченные суммы на утильсбор через выплату промышленных субсидий (ПС). Поэтому до начала нынешнего года покупатели машин российской сборки не чувствовали на себе действие утильсбора. Однако денег на всех не хватает, поэтому с 1 января 2021 года Правительство РФ перешло на дифференцированную (частичную) компенсацию «утиля» — в зависимости от глубины локализации машины. Это вызвало рост цен на некоторые машины российской сборки. Более того, до конца 2028 года российское правительство утвердило график углубления локализации, и для того, чтобы получать полную компенсацию за выплаченный утильсбор, заводы будут вынуждены инвестировать в новое оборудование, технологию, переходить на комплектующие российской сборки и т. д.


Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров не видит ничего плохого в уходе импортеров автомобилей с российского рынка

Ограбление по-министерски

А теперь давайте на живых примерах разберем схему начисления баллов за локализацию конкретной машины и посмотрим, как эти баллы влияют на ее цену. Для этого вернемся к примеру с Mitsubishi Outlander, приведенному в начале материала. Мы сказали, что с 1 января 2021 года покупатели доплачивают нашему правительству за возможность покупки Mitsubishi Outlander в комплектации GF2WXTSHLAZ (2,0-литровый мотор, колеса 16 дюймов, без заднего спойлера) 45 492 рубля. Это разница между размером утилизационного сбора на новый автомобиль с мотором от 1,0 л до 2,0 л (178 400 руб.) и той суммой, которую правительство компенсирует заводу-изготовителю, то есть калужскому ООО «ПСМА Рус».

Вспомним, что с 2021 года правительство компенсирует 25% от суммы утильсбора за наличие СПИКа, что в данном случае дает 44 600 рублей. Остальные 133 800 рублей «ПСМА Рус» мог бы вернуть, если бы локализация указанной модели составляла не менее 1500 баллов.

Напомним, что баллы за локализацию автомобиля начисляются согласно Постановлению Правительства РФ № 719 от 17 июля 2015 года и другим постановлениям, которые выпущены для внесения изменений в него. В наших прежних материалах по утильсбору мы обильно цитировали П/П № 719 от 17 июля 2015 года, а сейчас давайте посмотрим, сколько баллов и за что набирает указанная комплектация Mitsubishi Outlander. Для этого вооружимся «Заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» № 17551/20, выданным Минпромторгом РФ 9 марта 2021 года. Срок действия этого документа — до 8 сентября 2021 года.

Сварка кузова тянет на 400 баллов, окраска кузова — на 500. Изготовление бампера (основное изделие без хромированных деталей) — 20, изготовление спойлеров, наружных панелей (включая навесные элементы кузова) — 20. За «использование российского металла (включая алюминий при наличии) не менее 80 процентов общей массы компонента» в колесах дают еще 10 баллов. За «сварку и сборку системы выпуска отработавших газов (холодная часть)» — еще 20. За изготовление чехлов и мягких элементов (наполнителей) сидений дают 10 баллов, столько же — за изготовление (формовку, литье) обивочных изделий обивки потолка, дверей, стоек и пола. Таким образом, Mitsubishi Outlander в комплектации GF2WXTSHLAZ набирает 990 баллов, притом что нужно 1500.

Как сообщили нам привлеченные при подготовке материала эксперты, государство компенсирует утильсбор пропорционально набранным баллам от той части «утиля», которую дает локализация. Поскольку 990 баллов — это 66% от необходимых 1500, некомпенсируемыми остаются 34% от «локализационной части» утильсбора, то есть 45 492 рубля. Именно эту сумму и оплачивает каждый покупатель указанного Аутлендера. Повторимся, мы не будем утверждать, что Mitsubishi включает их в отпускную цену машины, хотя бы потому, что ценообразование — это частное дело каждой компании, однако, исходя из логики ведения бизнеса, именно так японцы и поступают.


Согласно данным СПИКа, «Автотор» должен выйти на сборку 90% автомобилей по полному циклу. Это означает, что либо завод ждут инвестиции, либо номенклатура его изделий будет резко сокращена

А сколько лишних рублей включено в цену версий с 2,4-литровым и с 3,0-литровым моторами Mitsubishi Outlander? Локализация версий GF3WXTXHZLAZ (2.4, колеса 18 дюймов, с задним спойлером) и GF4WXLHYZLAZ (3.0, без заднего спойлера) оценивается в 960 баллов. Получается, что за эти машины с учетом более «объемистого» двигателя покупатель отстегивает нашему правительству уже 76 032 рубля. А теперь вспомним, что министр промышленности и торговли Денис Мантуров анонсировал в этом году увеличение утильсбора на 25%. После этого за указанные версии с моторами 2,0 л покупатель будет доплачивать 56 865 рублей, а за 2,4 л и 3,0 л — уже 95 040 рублей. И это — за машины российской сборки!

Но сюрпризы только начинаются! С 2022 года, то есть уже совсем скоро, фактор наличия СПИКа при компенсации утиля вообще перестанет действовать. При этом целевой уровень локализации поднимается с 1500 до 2000 баллов. Таким образом, со всеми анонсированными изменениями уже в следующем году покупатели Mitsubishi Outlander 2.0 будут платить 112 615 «лишних» рублей, а Mitsubishi Outlander 2.4 и 3.0 — 183 040 рублей. А теперь предположим, что Mitsubishi Outlander (или его сменщик) будут выпускать в Калуге с той же локализацией до 2028 года, когда целевой уровень локализации для легковых автомобилей достигнет 5400 баллов. Даже если правительство РФ не взвинтит в очередной раз утильсбор, то за Mitsubishi Outlander 2.0 придется заплатить в казну 182 191 рубль, а за указанные версии с моторами 2.4 и 3.0 — 288 640 рублей. Если бы я работал главным японцем в штаб-квартире Mitsubishi и мне принесли бы такую раскладку, я бы мгновенно дал команду свернуть сборку в Калуге — и гори она огнем.

Сколько вешать в баллах?

К слову, за сварку и окраску кузова можно получать не 900 баллов, а больше — 1400. Почему же у Аутлендера меньше? Дело в том, что полный цикл CKD тоже имеет свои градации, поэтому 1400 баллов дают, если кузов не просто варят и окрашивают, а штампуют в России не менее 70% деталей от массы «черного» кузова, используя при этом металл российского производства. Сварка кузова из мелочовки — это CKD-4, а вот Аутлендеры варят по более упрощенному методу CKD-3 из подсборок, пришедших из-за границы, то есть из «чужого» металла. В свое время заместитель директора «ПСМА Рус» Исао Тагучи рисовал мне от руки схему сборки кузова Outlander в Калуге прямо во время интервью.

По количеству баллов можно судить о типе полного цикла. К примеру, Kia Cerato последнего поколения, который собирают на фирме «Эллада Интертрейд» (это «дочка» «Автотора»), в зависимости от комплектации оценивается от 940 до 1040 баллов, только вот доплачивает за него покупатель больше, чем за 2,0-литровый Аутлендер, ведь в данном случае речь идет о контрактной сборке, а не о собственной. А вот Kia Sportage, который изготавливают в Калининграде на основе импорта сваренных и окрашенных кузовов, то есть глубоким отверточным методом SKD-4, набирает всего-навсего 55 баллов, это значит, что со следующего года за корейский кроссовер покупатель будет платить нашему правительству сотню тысяч рублей сверху. Напомним, что ровно таким же образом собирают в Калининграде и BMW. Потеряет ли такая сборка все свои преимущества перед импортом, станет ясно уже в 2022 году.

А что же корейские машины, которые собирает собственный завод под Санкт-Петербургом? Вы удивитесь, они едва-едва набирают баллы для того, чтобы сегодня их покупатель ничего не платил. Так, Kia Rio с мотором 1,4 л (приходит с завода в Словакии) и автоматической коробкой передач оценивается в 1530 баллов. Поскольку корейцы планируют локализовывать только двигатель 1,6 л, уже со следующего года за эту версию Kia Rio (при условии, что ничего другого для нее локализовано не будет) покупатель будет отстегивать нашему государству… 52 405 рублей. Именно поэтому корейцы с максимально возможной скоростью налаживают сейчас на бывших мощностях GM под Санкт-Петербургом выпуск мотора 1,6 л — и коленвал будет российский, и головка с блоком. Однако не факт, что они дотянут с этой модификацией Rio до 2000 баллов, нужных в 2022 году для полной компенсации утиля.


Уже в следующем году может сложиться парадоксальная ситуация, при которой Solaris 1.4 может стоить дороже, чем Solaris 1.6. Сейчас более мощная версия дороже на сто с лишним тысяч рублей

Видимо, с 2022 года придется платить и при покупке Volkswagen Polo/Skoda Rapid, поскольку даже с учетом сборки в Калуге 1,6-литрового мотора ЕА211 локализация этих версий оценивается только в 1530 баллов — и это при сварке кузовов… А вот покупатели Renault Duster пока могут быть спокойны: даже версия HSRDDG (с импортированным дизелем) оценивается в 2145 баллов, так что до 2023 года, когда целевой уровень локализации поднимут до 2567 баллов, в цене машины не будет переплаты за утильсбор.

Не будем плодить примеры и перейдем, наконец, к бренду Lada, незавидное будущее которого так определенно очертили менеджеры альянса Renault–Nissan в начале этого года. Lada Xray GAB320, то есть хэтчбек, оснащенный 1,8-литровым мотором ВАЗ-21179, набирает 3508 баллов. Таким образом, уже в 2025 году, когда планку локализации для полной компенсации утильсбора поднимут до 3701 балла, за этот Xray при покупке придется доплатить, хотя и немного: 11 629 рублей, а вот в 2028-м, когда планка достигнет максимальных 5400 баллов, уже 78 132 рубля. За Lada Niva Travel, которая набирает только 3135 баллов, — 34 103 рубля (с 2025 года), 78 407 рублей (с 2027-го) и 93 536 рублей с 2028 года. Платить придется даже за старушку «Ниву» и Lada Granta, самая локализованная версия которой (модификации 219110, 219170, 219210, 219270, 219410, 219470) сейчас оценивается в 4638 баллов. Но даже эти машины с 1 января 2025 года не могут быть использованы «для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»», потому что не набирают 5500 баллов.

А теперь зададимся вопросом, к чему приведут эти «меры», направленные якобы на защиту автопроизводителей России? Они приведут к падению продаж во всех без исключения сегментах, кроме «ультра-пупер-лакшери» — покупатели будут ездить на машинах по 20 лет, пока те не начнут разваливаться на ходу. А сколько автомобильных заводов будет закрыто в России? 15 апреля на пресс-конференции Suzuki генеральный директор российского представительства Юта Такахаси открытым текстом сказал, что уже сейчас российская сборка не дает никаких преимуществ, а дальше, с увеличением графика локализации, и подавно не даст. Ну что делать? Вспоминаем советские поговорки: спасибо партии родной — не выпьешь водки в выходной!

drom.ru

Автомобильные новости от avtosreda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *